o        Фольклор. Песенное искусство села Давыдовка

При помещике Григории Ефимовиче Пустошкине бедно жили крестьяне. Помещик бывал в Красном Затоне лишь наездами, поэтому поместье желаемых результатов не давало. Сельцо к тому времени состояло из 167 душ мужского пола  вместе с дворовыми. Барщина достигала до четырёх дней в неделю. Барский объездчик Федька Косой, вдовый и бездетный, был крайне жесток.

В  Давыдовском песенном репертуару больше всего грустных лирических песен, это семейные песни: причёты, приговоры, корильные, рекрутские и похоронные плачи.  Жизнь крестьянина далеко не радостна. В песнях воспевается тёплое летнее время. Летом больше всего радости от общения с природой. Свадебная песня тесно связана с земледельческим трудом:  

Я у мамыньки родной

Не знала кручинушки той,

Не вставала я рано с постели,

Не ступала босой ногой…

В  каждой песне отрезок чьей-то жизни. Большинство песен села Давыдовка повествуют о сватовстве, приглядывании невесты для жениха. Мир свадебно песни связан с образами природы: в них и небесные птицы, и две веточки, два яблочка

(« Соловей кукушку уговаривал», «Заливалися две веточки во двор», « Не летай-ко, голубок, по моим новым сеням»). 

Песня «Заливалися две веточки во двор», напетая Ермишкиной Людмилой Александровной (1939г.р.) исполнялась во время свадебного пира, после одаривания невестой жениховой родни.

Завивалися две веточки во двор,

Закатилися два яблочка на стол.

Ой ли, ой люли, люли, люли,

Закатилися два яблочка на стол

 

Два садовых, два медовых,

Два наливчатых, рассыпчатых, 

Ой ли, ой люли, люли, люли,

Два наливчатых, рассыпчатых.

 

Когда первый сладкий яблочок,

Николай да свет Иванович, 

Ой ли, ой люли, люли, люли,

Николай да свет Иванович. 

 

Поётся: «яблачок»

Песня «Соловей кукушку уговаривал», напетая Ермишкиной Людмилой Александровной (1939г.р.) исполнялась в любое время.

1.Соловей кукушку  у…уговаривал:

- Полетим, кукушка, в тёмненький лесок

 

2. Полетим, кукушка, в тёмненький лесок,

Выберем, кукушка, любо деревцо

 

3. Выберем, кукушка, любо деревцо,

Совьём мы, кукушка, тёпло гнёздышко.

 

4. Совьём мы, кукушка, тёпло гнёздышко,

Снесём мы, кукушка, себе два…два яйца.

Свадебные причитания рождены потребностью передать состояние  всех участников свадьбы, а самое главное – невесты, вступающей в новую жизнь, тревогу за свою судьбу, страх перед будущим, горечь от разлуки с родным домом.

Браки между крепостными заключали только с благославения барина, так любовь становилась часто причиной трагедии.

Вот как выглядело разрешение на брак крепостных  Григория Ефимовича Пустошкинаю

 

Села Красного Затона

Священнику

Якову Николаевичу Грекулову

Николаевского уезда сельца Давыдовка

Д.Д. Щепеткова

 

« По договорённости моего государина Г.Е. Пустошкина сельца Давыдовки крестьянин  Терентий Ларионов сосватал за брата своего Семёна Ларионова, одного господина из сельца девку, дочь Егора Николаева – Марию со взаимного согласия, которым ко вступлению в брак, никакого законного препятствия не видно, а лета, как видно из книги: жениху 22 года, а невесте 19 лет. Посему вышеназначенные лица прошу обрачить»

Песни « Как во нашей во деревне»,

«Как  во наших во полях» рассказывают о деревенских буднях, о том, как умеют любить, как переживают неурожайные годы, о тяжёлой солдатской доле.

       1. Как во наших во полях урожая нема,

         Только выросла одна зёлёная верба

   2. Как под этой под вербой солдат битый лежит,

          Он и бит, не убит, только раненый

   3. Он и бит, не убит, только раненый,

 

         На груди у него золотой крест лежит.

     4. На груди у него золотой крест лежит,

          А в ногах у него вороной конь стоит.

     5. А в ногах у него вороной конь стоит:

        – Уж ты, конь, ты мой конь, полетай, ворон, домой.

     6. Уж ты, конь, ты мой конь, полетай, ворон, домой,

         Ты скажи моей жене, что женатый лежу.

      7. Ты скажи моей жене, что женатый лежу,

          А женила меня пуля быстрая.

     8. А женила меня пуля быстрая,

         Обвенчала меня сабля вострая.

      9. Обвенчала меня сабля вострая,

           А во свахах была шелковая трава.

      10. А во свахах была шелковая трава,

            А невеста была мать сырая земля.

(Напела Гусева Мария  Андреевна (1935г.р.)

Переплелись в давыдовском искусстве песни свои, пришедшие от праотцов, и песни из    соседних деревень, принадлежащих Пустошкиным. 

« В августе 1833года Григорий Ефимович Пустошкин встречается в  братьями Толстыми, которые проживали в Симбирске,  и подписывает с ними купчую на деревню Толстовку. Согласно этой купчей крепости « все дворовые люди и крестьяне мужского пола с их жёнами, вдовами и детьми, пасынками, внучатами , приёмышами и господскими строениями, со скотом, с лесами, полями, лугами, крестьянскими хлебами» переходили в собственность Пустошкина, уплатившего  за всё это  150 тысяч рублей. Решение о продажи поместья стало известно крестьянам. На своём сходе они решили откупиться от господ и стать свободными. Были посланы ходоки в Симбирск  к братьям Толстым, однако получили отказ. Братья Толстые отдали приказ крестьянам Толстовки повиноваться новому хозяину Пустошкину.  Вот здесь-то и разольётся народное горе. Душа народа всколыхнулась и зазвучала песня о неволе, полная тревоги и печали.

1. Эх,  ты, доля, моя доля,

Доля бедняка.

Тяжела ты, безотрадна,

Тяжела, горька.

2. Не твою ли, бедняк хату

Ветер пошатнул.

С крыши ветхую солому

Разметал, раздул

3. И не твой ли под горою

Сгнил дотла овин,

В запустелом огороде

Повалился тын?

4. Не твоя ль жена в лохмотьях

Бродит босиком?

Не твои ли, бедняк, дети

Просят под окном?

5. Не тебя ль в пиру обносят

Чаркою с вином,

И не ты ль сидишь последним

Гостем за столом….

 Стихи И. Сурикова « Доля бедняка»

Материалы тех событий до сих пор хранятся в памяти давыдовцев. Об этом писал заслуженный учитель РФ Тарасов Андрей Гаврилович: «Стояло лето – пора уборки хлебов и сенокоса, а крестьяне отказались выполнять барские работы. Тогда Григорий Ефимович заставил их силой. С этой целью он прибыл в Толстовку с группой дворовых из Давыдовки и с их помощью хотел наказать недовольных. Но возмущение было настолько организованным и дружным, что помещику пришлось убраться восвояси. Организаторами бунта были староста  Артамон Павлов и Пётр Спиридонов. Прибыли жандармы, схватили вожаков и отправили в Хвалынск для следствия. Было опрошено 25 крестьян – свидетелей не только из Толстовки, но и  соседних деревень: Берёзовки, Острой Луки, Дубового, Дураковки, Давыдовки.  Все опрошенные говорили одно: « Мы все общее от них ни ссор, ни драк не видели, и поэтому полагали, что они есть поведения хорошего». Виновных во время предварительного следствия подвергли пыткам, избиениям, в результате чего Пётр Спиридонов умер, а Павлов был сослан в Сибирь. Так появилась народная давыдовская песня « Было время золотое…»

Было время золотое…

Я с друзьями пировал.

А теперя что такое–

В тюрьму- каменку попал.

Ничего в тюрьме не видно

Ничего там не слыхать…